Кафедра общего образования

 

10 декабря 2025 года состоялся вебинар «Оценка текущей и итоговой успеваемости по учебному предмету “Физическая культура” на основе нормативов Комплекса ГТО»

 Цель вебинара: представление и обсуждение методических рекомендаций по интеграции нормативов ГТО в систему текущей и итоговой оценки по физкультуре.

Разработчик: А.П. Щербак, доцент кафедры общего образования ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» (презентация).

Экспертная оценка: представители методического совета регионального методического объединения учителей физкультуры Ярославской области (А.Н. Беляев (ппрезентация), С.А. Кибко (ппрезентация), А.В. Сорокин, Т.Н. Филиппова) и представитель НП «СК «Буревестник – Верхняя Волга» (Ю.В. Лихачева).

Участники вебинара: учителя физической культуры образовательных комплексов Ярославской области.

Правовая основа:

  • статья 28 ФЗ «Об образовании в РФ» (полномочия школ по контролю и аттестации обучающихся);
  • письмо Минобрнауки от 02.12.2015 № 08-1447 (серебряный/бронзовый знак ГТО = оценка «отлично»);
  • федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Основной принцип: комплекс ГТО позиционируется как объективный инструмент для оценки физической подготовленности, а его интеграция — как способ мотивации учащихся.

Гибкость подхода: каждая школа на основе рекомендаций разрабатывает свою рейтинговую систему, учитывающую индивидуальный возраст ребенка (а не только класс обучения), и фиксирует ее в образовательной программе.

Важный акцент на здоровьесбережение: подчеркивается обязательность соблюдения норм медконтроля (приказы Минздрава от 23.10.2020 г. №1144н и от 14.04.2025 г. №211н, письмо Минобрнауки № МД-583/19). Это критически важно для безопасного внедрения нормативов.

Значение и потенциальные эффекты:

  • для учителей: появление конкретного, методически выверенного инструмента для выставления оценок, что снижает субъективность; упрощение процедуры аттестации через привязку к единым нормативам;
  • для учащихся: прозрачность и понятность системы оценивания; дополнительная внешняя мотивация для улучшения своих результатов через получение знака отличия ГТО;
  • для образовательных комплексов: унификация подходов к оценке по физкультуре в масштабах области; повышение статуса предмета «Физическая культура»;
  • для популяризации ГТО: прямое «встраивание» комплекса в образовательный процесс — мощный драйвер для увеличения числа участников и роста его значимости в глазах детей и родителей.

Таким образом, методические рекомендации отражают системный и взвешенный подход Ярославской области к модернизации оценки по физкультуре. Акцент на методологии, здоровьесбережении и гибкости локальных решений позволяет минимизировать риски формализации и «натаскивания» на нормативы. Это шаг к тому, чтобы сделать оценку по физкультуре более объективной, значимой и связанной с общенациональной системой мониторинга физической подготовки населения.

 Ссылка на видеозапись вебинара: https://iro.vr.mirapolis.ru/mira/s/hB1GC9